фриц вотруба: храм святой троицы храм святой троицы (храм вотрубы)
#mstr_architecture
Начиная с 1950 годов в Европе построили немало храмов, вдохновленных брутализмом — пожалуй, самой впечатляющей ветвью архитектурного модернизма второй половины XX века. Такие здания выделяются масштабными и грубыми формами, необычной геометрией и выразительной фактурой. Главным материалом для архитекторов-бруталистов был необработанный железобетон.
Разбросанные по всему миру бруталистские церкви больше похожи на огромные, врезанные в землю дольмены или гигантские обломки упавшего метеорита. Такова и нарочно расположившаяся вдали от блистательного исторического центра Вены церковь Святой Троицы. Построена она на горе Санкт-Георгенберг по проекту известного австрийских художника и архитектора прошлого века Фрица Вотрубы. Церковь Святой Троицы — самое известное творение мастера, который, к сожалению, так и не дожил до окончания строительства: завершить работу был привлечён другой архитектор — Фриц Майр. Идейная же вдохновительница всего этого проекта Маргарита Оттилингер в свое время была приговорена к 25 годам лишения свободы, 7 из которых она провела в советских тюрьмах. 5 ноября 1948 года она была задержана советскими солдатами в машине Министра Петера Крауленда на мосту реки Эннс по подозреню в шпионаже.
Издали церковь видится кубом, однако, приближаясь к ней, замечаешь, что на самом деле, она построена из большого количества расположенных асимметрично бетонных блоков разного размера. Этих блоков в общей сложности 152, вес каждого из них — от 2 до 141 тонны, объем — от 0, 84 до 64 квадратных метров. Вместе они, как причудливый конструктор для гиганта, складываются во внушительное сооружение с габаритами (длина/ширина/высота) 30х22х15,4 метра.
Церковь Вотрубы напоминает причудливый мегалит, возведенный неведомым древним мастером — увлечения Вотрубы кубизмом и архаикой воплотились в этом здании в полной мере. Снаружи больше напоминая арт-объект, внутри церковь выглядит вполне традиционно — непривычно для католического храма здесь смотрятся разве что окна разной высоты, через которые проникает свет.
Что же хотел выразить автор таким несоответствием между внешним и внутренним? Вотруба, задумавший создать церковь ещё в 1964 году, говорил, что он хочет «создать что-то, что показывает, что нищета - это не уродство; что бедность в окружающем мире, несмотря на свою простоту, прекрасна и также делает вас счастливым». Удалось ему это или нет — каждый, побывавший здесь, решит сам (известно, что строительство здания сопровождалось некоторым недовольством местных жителей). Как минимум, интерьер здания выглядит очень светлым, уютным и гармоничным — даже несмотря не текстуры в виде необработанного бетона.